Фото 1.
ТАРПАН — вид спереди слева. Односкоростной однооперационный мотокультиватор среднего класса. Двигатель B&S-6,0 л.с., захват фрезы 3570100 см, редуктор червячный, сцепление автоматическое сухое центробежное, без задней передачи, без отбора мощности, вес 45 кг.
|
|
Фото 2.
ТАРПАН (вид справа) имеет два колёсика для перекатывания мотоблока и сошник для регулировки глубины хода фрезы.
|
|
Фото 3.
Червячная передача редуктора ТАРПАНА находится в довольно прочном корпусе. Вот только для мотоблоков такого класса червяк — самый неудачный вариант (подробнее читайте ниже).
|
|
Фото 4.
ТАРПАН легко разнимается на две части, рукоятки и колесики также можно отделить. В таком виде он компактно укладывается в багажнике автомобиля. Очень соблазнительное решение. Но лучше б он не разнимался. Почему? Об этом читайте ниже.
|
|
Фото 5.
Вот оно — сцепление ТАРПАНА — самое слабое место (подробнее читайте ниже).
|
|
Фото 6.
Из органов управления ТАРПАН имеет всего один рычаг газа и кнопку «Стоп». Очень опасная штука! (подробнее читайте ниже).
|
|
Фото 7.
Для сравнения приводим органы управления итальянского мотоблока с автоматическим центробежным сцеплением. Как видите, на левой рукоятке дополнительно установлен рычаг включения привода на фрезу и рычаг «Стоп». Тройная степень безопасности!
|
|
Фото 8.
Обратите внимание: современный мотоблок имеет не кнопку «Стоп», а выключатель «Стоп». Вроде мелочь, а безопасность на порядок выше!
|
|
Фото 9.
Левая рукоятка итальянского мотоблока крупным планом с рычагом включения привода на фрезу и рычагом «Стоп». Достаточно снять ладонь с рукоятки, чтобы двигатель мгновенно остановился. Неужели это так сложно сделать, господа машиностроители?
|
ТАРПАН сделан в г.Туле (Россия). И если ковровский завод, не долго думая, взялся копировать уже известную импортную модель Gart-350, дав своей копии название ЛИДЕР, то тульчане решили идти своим путём. Давайте посмотрим, что из этого вышло.Главная особенность ТАРПАНА — сравнительно мощный двигатель для такого класса мотокультиваторов (сразу чувствуется военная жилка конструкторов). Это очень нравится покупателям. Благодаря мощному двигателю и низким оборотам фрезы (100-120 в мин.) ТАРПАН хорошо перекопает почву на «штык лопаты».
Однако мотокультиватору не надо работать в экстремальных боевых условиях, и мощности двигателя 3,5-5,0 л.с., как показывает многолетний зарубежный опыт, вполне хватает для мотокультиваторов среднего класса. Гораздо лучше было бы за те же деньги установить полупрофессиональный 5-сильный двигатель, с увеличенным моторесурсом (известно, что моторостроительные компании выпускают двигатели 3-х типов: дешёвые любительские, подороже полупрофессиональные и дорогие профессиональные).
А вот то, что конструкторы «забыли» установить на такой, довольно мощный мотокультиватор с червячным редуктором заднюю передачу — это уже серьёзная промашка. Здесь мы можем повторить то, что говорили о ЛИДЕРЕ, а именно: червячная передача, из-за большого передаточного отношения, не имеет обратного хода. Чтобы убедиться в этом, потяните при выключенном сцеплении мотокультиватор с червячным редуктором на себя. Фреза не будет проворачиваться обратно, пойдёт юзом и разворотит то, что вы только что взрыхлили (вытягивать мотокультиватор задним ходом довольно часто приходится при обработке сильно засаженных участков, т.е. там, где развернуться мотокультиватором не всегда представляется возможным). Вот почему в современных мотокультиваторах стоят, в основном, редукторы с цепной передачей (любительская серия) либо с зубчатыми колёсами (профессиональная техника). Ну, а уж если ставят червяк, то обязательно с задним ходом.
Таким образом, можно сказать, что ТАРПАН будет удобен для тех, кто имеет открытые огороды (без кустов, деревьев, заборов) и хочет подготовить почву под дальнейшую обработку и посев. В этом случае отсутствие задней передачи не скажется на удобстве управления мотоблоком.
Следующие задумки тульских конструкторов — разъёмная «нога» мотокультиватора ТАРПАН и автоматическое центробежное сцепление, что позволяет разобрать мотокультиватор на две части и компактно уложить в багажнике автомобиля.
Очень смелые решения для пионера с.-х. машиностроения. За рубежом уже давно узнали последствия таких соблазнительных решений и прошли этот этап. Перед тем, как осваивать серийное производство данных конструкторских решений, следовало бы глубже ознакомиться с этим вопросом. В результате же «ознакамливаться» приходится обладателям ТАРПАНОВ: при работе с плугом, окучником, копалкой или при агрегатировании прицепа сцепление «вылетает». Об этой особенности ТАРПАНОВ хорошо знают российские дилеры, но мы не знаем, предупреждают ли об этом они будущих покупателей ТАРПАНОВ?
Что касается автоматического сцепления в ТАРПАНЕ, то оно небезопасно, поскольку обладает большой инерцией срабатывания. Поясним это на примере. Чтобы включить скорость (привести фрезу во вращение), необходимо повернуть рычаг газа. Обороты увеличатся, и только потом фреза начнёт вращаться. В случае экстренной остановки фрезы (курица потянулась за червяком, которого выбросила на поверхность фреза, жена решила поднять прошлогоднюю картошку, которую также выкопала фреза, подбежал ребёнок, да мало ли чего может случиться во время работы с мотоблоком), оператору необходимо убрать газ. Но фреза не выключится сразу, а ещё некоторое время будет работать. Что произойдёт за это время — одному Богу известно. Конечно, можно выключить мотоблок с помощью кнопки «Стоп», но и тут не всё гладко: оператору надо нащупать эту кнопку, нажать и держать утопленной. И ни в коем случае не отпускать, иначе мотор опять заработает. В современных мотоблоках кнопки никто не устанавливает. Устанавливают выключатели. Повернул и всё — мотор заглох. Быстро и безопасно.
Учитывая вышеизложенные технические особенности ТАРПАНА, мы бы советовали приобретать его только тем, „хто сам собі косу може склепати".
В заключение хотим сказать, что мы с глубоким уважением относимся к тульским машиностроителям. Этот город со своими славными традициями и высокой культурой производства имеет прекрасные предпосылки для создания современной техники. И мы рады, что первый блин уже испечен. Значит, за ним последуют серьёзные новинки, достойные как самого завода, так и внимания садоводов. О том, что завод приступил к новым моделям, мы краем уха уже слышали. В случае, если эти новинки «заедут» в Украину, мы с удовольствием о них расскажем на страницах нашего сайта.
Желаем вам творческих успехов, тульчане, и не обижайтесь за критические замечания. Ваша техника станет лучше, если и вы их увидите. Это основа технического прогресса.
На заметку украинским покупателям:
В характеристике мотоблока пишут захват фрезы 35/70/100 см. В продаже они почему-то с фрезой 70 см. Таким образом, вы не сможете установить ширину захвата фрезы 35 или 100 см.