Такими двигателями оснащены все мобильные энергетические средства малой механизации. Двигатель можно приобрести как отдельно поставляемое изделие.
Двигатели мотоблоков и мини-тракторов Украины. В Украине двигателями внутреннего сгорания оснащены мотоблоки М-3, «Ciq», мини-трактор «Прикарпатец», четырехколесный мотоцикл ЗИМ-350, мини-трактор Т-010.
На мотоблоке М-3 установлен одноцилиндровый 4-х тактный карбюраторный двигатель марки МДЗ, мощностью 2 кВт (2,72 л. с), воздушного охлаждения. Частота вращения коленвала при номинальной мощности 36О0 об/мин. На двигателе установлен центробежный регулятор числа оборотов. Карбюратор — однокамерный с горизонтальным потоком, с управлением дросселя от регулятора. Система смазки — разбрызгиванием. Система пуска ручная с приводом от самоубирающегося шнура. Система зажигания электронная, на базе маховичного магнето. Удельный расход топлива 422-449 г/кВт*ч. Муфта сцепления многодисковая, постоянно замкнутая работающая в масле. Частота вращения зависимого ВОМ — 1000 об/мин.
Мотоблок «Cin» оснащен дизельным двигателем СН-6Д, одноцилиндровым воздушного охлаждения, четырехтактным. Мощность двигателя 4,4 кВт (6 л. с). Часовой расход топлива 1,25 кг/ч. Запуск двигателя осуществляется вручную. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач — клиноременная. Муфта сцепления двигателя фрикционная многодисковая, сухая, постоянно замкнутая.
* Двигатели 161432, 132432, ДМ1Д — четырехтактные бензиновые, СХ-131-двухтактный бензиновый, СН-6Д — четырехтактный дизельный, КД-2 — двухтактный, работающий на любом топливе.
Габаритные размеры 560X450X620 мм. На двигателе установлен топливный насос высокого давления, золотникового типа, блочный.
На мотоцикле М-350 установлен двухцилиндровый, двухтактный, карбюраторный двигатель, с кривошипно-камерной возвратно-петлевой продувкой модели ИЖЮ5М. Максимальная эффективная мощность при частоте вращения коленчатого вала 4200±300 об/мин- 12 кВт (16,3 л. с). Топливо — бензин А-76 с добавлением моторного масла. Охлаждение двигателя воздушное, принудительное. Воздух с помощью центробежного вентилятора подается в дефлектор, который служит для направления воздушного потока на охлаждаемый двигатель. Система пуска — механическая,-пусковым устройством.
Регулирование частоты вращения коленчатого вала — автоматическое, центробежным регулятором частоты вращения.
Передний вал отбора мощности независимый, съемный, задний — зависимый. При 3000 об/мин коленчатого вала двигателя передний ВОМ передает мощность 5,6 кВт (7,6 л. с), задний ВОМ — 5,5 — кВт (7,5 л. с). Каждый ВОМ выполняет 1000 об/мин.
Двигатели мотоблоков МБ-1, МТЗ-0,5, Супер-бЮА. На этих мотоблоках устанавливают малолитражные двигатели внутреннего сгорания различных марок (соответственно МД-1, УД-15 и АНЛ-300).
Двигатель мотоблока МТЗ-0,5. На мотоблоке устанавливается двигатель марки УД-15 четырехтактный, одноцилиндровый, карбюраторный, мощностью 3,7 кВт (5 л. с.). Охлаждение двигателя воздушное, механизм газораспределения- верхнеклапанный. Клапаны открываются внутрь цилиндра, что улучшает заполнение его горючей смесью и протекание рабочего процесса Частота вращения коленвала 3000 мин-1. Для поддержания постоянного скоростного режима частоты вращения коленвала служит всережимный регулятор центробежного типа. Бензин подается в карбюратор топливным насосом. Смазка двигателя комбинированная: менее нагруженные детали смазываются разбрызгиванием масла, а к более нагруженным оно подводится под давлением.
Запуск двигателя осуществляется педалью или ручным шнуровым стартером. Горючая смесь в цилиндре зажигается электрическим током высокого напряжения, получаемого от магнето. Вместимость бензобака 6,3 л, удельный расход топлива 430 г/кВт • ч. Частота вращения вала отбора мощности 1000 мин-1, вал задний, зависимый, односкоростной, его выходной конец находится в продольно-вертикальной плоскости симметрии мотоблока на высоте 370 мм от грунта. Эту высоту следует учитывать в случаях эксплуатации мотоблока со стационарными средствами малой механизации (СММ), в том числе и самодельными, осуществляя их привод от вала отбора мощности (ВОМ).
Двигатели мотокультиваторов, мотокосилок и отдельно поставляемые. В индивидуальных хозяйствах находят широкое применение серийно выпускаемые мотокультиваторы МК-1 «Крот», КЗТЗ-Роби-55, мотокосилка КММ-1. В последние годы владельцам таких хозяйств стало проще приобрести некоторые марки отдельно поставляемых двигателей.
Двигатели мотокультиваторов. Мотокультиваторы типа «Крот» (МК-1, МК-2, МК-3) оборудуются двухтактным, одноцилиндровым, карбюраторным двигателем с принудительным воздушным охлаждением. Рабочий объем цилиндра двигателя 60 см3, частота вращения коленчатого вала 6000 мин-1. Мощность двигателя 1,77 кВт (2,4 л. с), топливо — смесь бензина А-76 с маслом М8А, М8Б в соотношении 1:20. В системе зажигания применено бесконтактное электронное магнето. Топливо подается в карбюратор самотеком из бензобака, одной заправки бака хватает для работы двигателя в течение двух часов. Удельный расход топлива 596 г/кВт-ч. Выходной вал встроенного в двигатель одноступенчатого редуктора имеет максимальную частоту вращения, равную 2200 мин-1. Двигатель можно использовать для приведения в действие различных приспособлений, механизмов и устройств в приусадебном животноводстве, а также водяного насоса, опрыскивателя.
На мотокультиваторе КЗТЗ-Роби-55 устанавливается двигатель мощностью 1,98 кВт (2,7 л. с), двухтактный, одноцилиндровый, карбюраторный, с принудительным воз-душным охлаждением. Топливо подается из бензобака в карбюратор самотеком. Для очистки поступающего в двигатель воздуха от пыли служит воздушный фильтр.
Двигатель мотокосилки КММ-1. На косилке устанавливается двигатель марки «Дружба-4» мощностью 2,94 кВт (4 л. с.). одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, с воздушной принудительной системой охлаждения от центробежного вентилятора, Рабочий объем цилиндра 94 см3, диаметр цилиндра 48 мм. Частота вращения коленчатого вала 5000 мин~’. Топливо — смесь бензина А-72 или А-76 с маслом автомобильным АС-8 или АС-9,5 в пропорции 15:1. Смазка двигателя осуществляется за счет примеси масла к топливу.
Система питания состоит из топливного бака с краном, топливопровода и карбюратора, в который топливо поступает по трубопроводу самотеком. Беспоплавковый карбюратор мембранного типа обеспечивает работу двигателя при наклоне до 45° в любом направлении по отношению к горизонту. Система зажигания состоит из магнето маховикового типа, провода высокого напряжения и свечи. Двигатель запускается с помощью съемного тросового стартера. Удельный расход топлива на всех рабочих режимах не более 750 г/кВт-ч.