Show

МОБИЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ. Отечественные мотоблоки.

Согласно официальному определению малогабаритный, одноосный трактор назьшается мотоблоком. В Украине разработаны мотоблоки М-3, «СIч-Д», «Артания».

Мотоблок М-3 (рис, 1) представляет собой тягово-технологичеекое средство для механизации работ на садово-огородных участках, который агрегатируется с набором фрез для сплошной и междурядной обработки почвы, фронтальной косилкой для кошения и прицепной универсальной рамой для крепления набора машин-орудий. Мотоблок разработан Харьковским заводом тракторных самоходных шасси.

Мотоблок М-3 предназначен для обслуживания садово-огородных и приусадебных участков размеров 12-16 соток.

Мотоблок имеет коробку переменных передач (КПП) оригинальной конструкции, которая обеспечивает хороший доступ к осмотру цилиндрических шестеренчатых передач, муфты сцепления, привода ВОМ. Двигатель и первичный вал КПП расположены соосно вдоль продольной от мотоблока оси. Крутящий момент со вторичного вала КПП передается на промежуточный вертикальный вал и с него на вал колес с помощью конических зубчатых передач, В мотоблоке используется универсальная сцепка . Мотоблок «С(ч-Д» (рис, 2) представляет собой одноосное, тягово-технологическое средство, Разработчик и изготовитель ПО «Мотор-СIч» (г. Запорожье). На мотоблоке применен дизельный двигатель модели СН-6Д, одно-цилиндровый, воздушного охлаждения, четырехтактный. Двигатель установлен на подмоторной раме при помощи амортизационных подушек, Одним концом рама крепится к корпусу коробки передач. На двигателе размещена фрикционная многодисковая, сухая, постоянно замкнутая муфта сцепления с одноручейковым шкивом. Со шкива, расположенного на двигателе, крутящий момент при помощи клино-ременной передачи передается на одноручейковый шкив коробки перемены передач.

КПП представляет собой редуктор шестеренчатый трехрежимный. Крутящий момент от КПП к приводу колес осуществляется двухрядной цепью. Привод колес оборудован двумя муфтами шарикового типа, что позволяет отключать привод на правое или левое колесо. Мотоблок «Артания» (рис. 3) модели МА 200 предназначен для механизации ручного труда при кошении естественных сенокосов, вспашке и культивации земельных участков, транспортировке грузов и других сельскохозяйственных работ. Кроме того, мотоблок может быть использован для приведения в движение орудий и механизмов, предназнченных для уборки улиц, опрыскивания деревьев, копки траншей и ям, обработки древесины и т. д. Тип мотоблока — самоходный с устройствами для агрегатирования навесных и прицепных орудий.

 

I. Мотоблок М-3: 

1 — конический редуктор; 2 — вал отбора мощности; 3 — топливный бак; 4 — двигатель; 5 — коробка передач

 

 

Технические характеристики мотоблоков М-3, «Сiч-Д» и «Артания» приведены в табл. 1. 
Основные требования к самодельным мотоблокам и мини-тракторам. 
Самодельные энергетические мобильные средства создают с учетом определенных требований. Нарушение или незнание их приводит к грубым ошибкам в изготавливаемом изделии, которые при последующей его эксплуатации вызывают неудобства и трудоемкость в работе и даже могут приводить к несчастным случаям.

 

Самодельные мотоблоки или мини-тракторы индивидуальны. Но все они состоят преимущественно из готовых, как правило, списанных узлов и деталей с той или иной доработкой при общей компоновке изделия. При компоновке и подгонке соединяемых готовых узлов добиваются, чтобы изготавливаемое изделие оптимально соответствовало выполнению с его помощью того или иного технологического процесса при обязательном и правильном учете физических возможностей работающего. При этом необходимо соблюдать основные, общие принципы конструирования.

Техническая характеристика мотоблоков

Они заключаются в обоснованном выборе двигателя для малого мобильного энергетического средства, массы этого средства, скорости его перемещения, рационального агрегатирования с орудиями и учете так называемого чело¬веческого фактора, заложенного в требованиях эргономики, то есть правильного учета физических возможностей и удобств работы человека с помощью технического средства.

Мощность двигателя подбирают из условия рационального выполнения работ, связанных прежде всего с использованием мотоблока или мини-трактора как тягача для агрегатирования различных орудий и прицепных устройств. Максимальная загрузка двигателя наблюдается при пахоте и транспортировании грузов.

Масса мобильного энергосредства слагается из его конструктивной массы и общей с учетом заполненного горючим бака и балластных грузов. Подбираемая мощность двигателя будет расходоваться на перекатывание мотоблока или , мини-трактора, что зависит от их массы, и на преодоление тягового сопротивления орудия. При снижении удельной материалоемкости мобильного энергетического средства потери на его перемещение уменьшаются. Поэтому конструктивная масса мотоблока или мини-трактора должны быть по возможности минимальными и определяться лишь из условия обеспечения необходимой жесткости и прочности их узлов и деталей.

Балластные грузы служат только для улучшения сцепных свойств мотоблочного агрегата, хотя и увеличивают потери мощности двигателя на перекатывание агрегата. Особенно необходима достаточная сцепная масса при работе мотоблока или мини-трактора в агрегате с плугом. Например, при мощности двигателя энергоблока 5,1 кВт (7 л. с.) необходимо установить при пахоте балластные грузы, чтобы довести массу энергоблока примерно до 250 кг.

Скорости перемещения самодельных- мотоблоков или мини-тракторов принимают таким же, как приведенные выше для серийных образцов.

 

Исходя из мощности двигателя мобильного энергоблока к нему подбирают номенклатуру орудий с соответствующими сопротивлениями каждого из них при агрегатировании с тяговым средством. 
Учет эргономических требований особенно важен при разработке мотоблоков. Например, управление его рулевыми штангами и рукоятками может превысить физические возможности работающего с мотоблоком при повышенной мощности двигателя или избыточной массе мотоблока. Через штанги, управления одноосных энергосредств (мотоблоков, мотокультиваторов) на руки оператора передаются как реакция обрабатываемой почвы, так и выворачивающие и опрокидывающие силы, а также силы реакции, связанные с управлением мотоблоком.

 

В результате совместных исследований инженеров и медиков установлено, что мотоблоки должны рассчитываться на эксплуатацию устанавливаемого на мотоблоке двигателя. Например, для подростков, женщин и пожилых людей номинальная мощность энергетического передвижного средства не должна быть более 2,9 кВт (4 л. с), а человек средней физической силы справится с управлением мотоблоком мощностью 3,7-5,1 кВт (5-7 л. с.) Величина управляющих мотоблоком усилий для человека средней физической силы не должна превышать допустимых эргономических норм — 60-100 Н (6-10 кгс) и лишь изредка может достигать 300 Н (30 кгс). С учетом этого мощность устанавливаемого на мотоблоке двигателя должна быть не более 5,1 кВт (7 л. с.)

С целью соответствия основным требованиям при регистрации в органах ГАИ самодельных мобильных средств малой механизации, утверждены технические требования на изготовление и эксплуатацию самодельных мотоблоков, мини- и малогабаритных тракторов. Например, согласно этим требованиям, удельная мощность на 100 кг полной эксплуатационной массы не должна превышать у мотоблока 2,2 кВт (3 л. с).

Добавить комментарий

 

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены. Обязательные поля отмечены *