jpg» align=»left» border=»5″ height=»67″ hspace=»5″ vspace=»5″ width=»100″ />
Первым минитрактором в СССР был чешский TZ-4K-14, он появился в нашей стране как раз накануне Олиймпиады 80. Тогда его закупили для работы на олимпийских объектах в Москве. Это была достаточно долгоживущая и удачная модель. Тогда Чехословакия была страной где делали все, понемногу, но в полном объёме. Так что на тракторе был установлен двухтактный дизельный двигатель местного производства модели 1Д90ТА. Производило минитрактор предприятие  до середины 1990-х  чешское предприятие AGROSTROJ Prostejov, находившееся в г. Простейов, что неподалеку от г. Брно. И по сей день предприятие удачно трудится и производит минитракторы, посмотреть спектр выпускаемой продукции вы можете по адресу /agroservispv.cz/ . Но и до настоящего момента минитрактора TZ-4K-14 трудится в России. 
Что же представлял из себе данный минитрактор:
ТЗ-4К-14 это двухосный, четырёхколёсный минитрактор с приводом на все четыре колёса.
Передняя ось соединена с задним мостом поворотной вилкой, которая при повороте рулевого колеса создаёт возможность для отклонения  на 45 ° в обе стороны в горизонтальной плоскости. Данная конструкция даёт возможность разворачиваться  трактору в пространстве с радиусом 1,9 м. 
В вертикальной плоскости мосты могут отклоняться  в обе стороны до 11° ,что  позволяет тщательно копировать поверхность поля.
Двигатель 1Д90ТА двухтактный, воздушного охлаждения, одноцилиндровый, с трехканальной продувкой  и непосредственным  впрыском топлива. Пуск двигателя электрический  или вручную. Коробка передач трактора состоит из 4 реверсивных  передач для движения вперёд или назад. Передний и задний мосты  оснащены дифференциалом. Передний мост имеет блокировку дифференциала. Гидравлика позволяет  управлять навесными орудиями.
При включении двигательной зависимости  имеется возможность для использования  данного трактора в качестве  стационарного приводного агрегата. Ширина  колеи переставляется  бесступенчато. Трактор оснащён двумя независимыми друг от друга тормозами — ручным для передних и  ножным для задних колёс.
| Размеры и масса | ||
| Параметр | ед. изм. | значение | 
| Длина трактора | мм | 2750 | 
| Ширина минимальная | мм | 950 | 
| Ширина максимальная | мм | 1170 | 
| Высота трактора | мм | 1300 | 
| Дорожный просвет | мм | 290 | 
| Дорожный просвет у порталов | мм | 250 | 
| Колея колёс бесступенчатой перестановки | мм | 700-1000 | 
| Максимальный радиус поворота | м | 1,9 | 
| Максимальный склонный потолок | градусы | 8-12 градусов(от колеи) | 
| Масса | кг | 870 | 
| Двигатель 1Д90ТА | ||
| число цилиндров |  | 1,00 | 
| расположение цилиндров |  | стоячее | 
| диаметр цилиндра | мм | 90,00 | 
| ход поршня | мм | 104,00 | 
| способ работы |  | двухтактный | 
| степень сжатия | атм. | 15+0,5 | 
| рабочий объём цилиндра | см | 660,00 | 
| номинальная мощность | л.с. | 12,00 | 
| максимальная мощность | л.с | 13,00 | 
| номинальные обороты | об./мин. | 2200,00 | 
| мощность при: |  |  | 
| 2200 об./мин. | л.с. | — | 
| 2000 об./мин. | л.с | 10,00 | 
| 1800 об./мин. | л.с. | 9,00 | 
| 1500 об./мин. | л.с. | 8,00 | 
| Направление вращения |  | влево по часовой стрелке | 
| Система охлаждения |  | воздушная | 
| Смазка двигателя |  | масло-поршневой насос | 
| Средний расход смазочного масла | грамм | 48+/-10% | 
| Контрольный расход топлива | г/л.с./час | 210+10% | 
| Регулятор |  | мощности | 
| Вес двигателя с маховиком и оборудованием | кг | 100,00 | 
| Вес маховика нормального исполнения | кг | 22,00 | 
| Крутящийся момент маховика | кг/м | 1,22 | 
| Минитрактор | ||
| Двигатель типа. |  | 1Д90ТА | 
| Давление сжатия | кг/см | 40 | 
| Давление сгорания максимальное | кг/см | 65 | 
| Крутящийся момент при номининальной мощности | кг/м | 3,91 | 
| Насос высокого давления «Мотор пал» |  | ПР1А6К290г135 | 
| Корпус форсунки «Мотор пал» |  | БП57С4636 | 
| Распылитель форсунки «Мотор пал» |  | ДО60С530 | 
| Впрыскивающая трубка | мм | 6,2 | 
| Открывающее давление форсунки | атм. | 140+10 | 
| Геометр. начало подачи топлива до в.м.т. | Градус | 24+2 | 
| Зазор между головкой и краем поршня | мм | 0,8-1 | 
| Зазор в замках поршневых колец (новых) | мм | 0,35-0,55 | 
| Осевой зазор коленчатого вала | мм | 0,25-0,35 | 
| Топливный фильтр |  | 03-8532.01 раз №1 | 
| Воздушный фильтр с масляным впуском |  | 9420.05 | 
| Емкость топливного бака | литр | 11 | 
| Емкость бака для гидравлического масла | литр | 6 | 
| Электрооборудование |  |  | 
| Стартёр 12 вольт |  | 1.8 л/с. 2200 об/мин. | 
| Генератор |  | 12 В-150Ватт. | 
| Регулятор напряжения |  | 12В-150Ватт | 
| Аккумулятор |  | 6СТ50 | 
| Фары встречные | 2 до 30метров | |
| Фары на задних грязевых щитках. |  | 2 | 
| Розетка для подключения освещения прицепа |  | 1 | 
| Звуковой сигнал. |  | 1 | 
| Сцепление |  | Сухое, однодисковое | 
| Диаметр накладки | мм | 200 | 
| Коробка передач |  |  | 
| Передачи во всём диапазоне реверсированы |  | 4 | 
| Управление. |  |  | 
| Самотормозящее червячное управление с передачей |  | 31,2 / 1 | 
| Диаметр рулевого колеса | мм | 425 | 
| Вал отбора мощности |  |  | 
| Выходит из коробке передач в заднем мосте обороты : моторная зависимость |  |  | 
| ходовая зависимость зависит от передачи | об/мин | 825 | 
| Тормоза |  |  | 
| Внутренние, колодочные, закрытые |  |  | 
| Диаметр барабанов |  |  | 
| Диски передних и задних колёс. | мм | 275 | 
| Пневматические шины. | 4,00х16 | |
| Аккумулятор | 6.00х16 | |
| Фары встречные | 6СТ50 | |
| Фары на задних грязевых щитках. | 2 до 30метров | |
| Розетка для подключения освещения прицепа | 2 | |
| Звуковой сигнал. | 1 | |
| Ходовые скорости при 2200 об/мин. двигателя. | ||
| Передачи: | Передаточные отношения | Скорость | 
| вперёд | ||
| 1-передача | 120,6 : 1 | 2.32 км/час. | 
| 2-передача | 54,3 : 1 | 5.15 км/час. | 
| 3-передача | 41,8 : 1 | 6.66 км/час. | 
| 4-передача | 16,9 : 1 | 16.45 км/час. | 
| назад : | ||
| 1-передача | 157 : 1 | 1.77 км/час | 
| 2-передача | 70,4 : 1 | 3.96 км/час. | 
| 3-передача | 54,3 : 1 | 5.15 км/час. | 
| 4-передача | 22,0 : 1 | 12.70 км/час. | 
Как говорят некоторые инженеры конструкция минитрактора МТЗ-082 была скопирована с чехословацкого ТЗ-4К-14. Мне кажется отчасти это правда. 
И по сей день TZ-4K-14 активно эксплуатируется в России. Так близ города Протвино, Московской области есть фирма, которая занимается поставкой запчастей и обслуживанием данной техники. 
По поводу навесного оборудования можно сказать однозначно — его много. В том числе прицеп для перевозки грузов, косилка, борона, активные фрезы, отвал, щётка, плуг и т.д.
Присмотритесь к этому минитрактору иногда его покупка становится очень выгодной, например, в газете «Из рук в руки» иногда встречаются очень выгодные предложения.
Составлено по материалам сайта, /minitraktorcz.nm.ru
 
     
           
        
     
 
 
 
