Однако сравнительно редко сельскохозяйственные культуры находят в почве все необходимые им элементы питания в легкоусвояемой форме, в достаточном количестве и, что очень важно, в правильном соотношении. Обычно же на практике растения сталкиваются с недостатком двух-трех и большего числа питательных веществ, без устранения дефицита которых растительный организм не может нормально развиваться и обеспечивать высокую продуктивность.
Поэтому учёные, изучив законы питания растений, предложили приемы управления этим процессом: применение удобрений, оптимизация условий роста и развития и другие. До применения удобрений урожаи ни в одной стране мира не отличались ни большой величиной, ни стабильностью. На примере многих стран выяснилось, что урожай все более и более становится функцией применения минеральных удобрений. Хорошо известно, что рациональное их использование усиливает питание растений, повышает урожай, улучшает его качество и одновременно делает почвы более плодородными. Однако разумное использование большого ассортимента удобрений требует основательных знаний как агрохимических свойств почв, так и физиологических особенностей возделываемых культур, не говоря уже о составе, видах и качестве самих удобрений. Избытком удобрений нельзя заменить недостаток знаний.
В этой статье рассказывается о корневом питании, опираясь на теорию вопроса. Хотя теория многим и не нравится. Некоторые садоводы и овощеводы, читая статьи в журнале, ищут прямые рекомендации о дозах удобрений. А это неверно. Дозы удобрений — это не самое главное и не самое первостепенное в применении удобрений. Наиболее важно сначала решить вопрос "когда?" вносить, затем — "куда?", "как?" и "что?" вносить, а уж потом "сколько?".
Ответить на вопрос "Когда вносить удобрения?" помогут знания о физиологических потребностях растений по фазам роста и развития. Это большая проблема, в двух словах не скажешь, о них я расскажу позднее. А сейчас отмечу, что в соответствии с требованиями растений обоснованы три способа внесения удобрений: основной, припосевной и подкормки. Основное удобрение — это пища для интенсивного роста растений. Вносится весной (перед посевом), однако эти удобрения лежат в почве в течение месяца (май) без использования растениями. И только в начале июня начинают использоваться интенсивно, их хватает всего на две-три недели. Припосевное — вместе с посевом, это удобрение используется всего 5-10 дней, далее корни уходят в другие зоны из-за пересыхания верхнего десятисантиметрового слоя почвы. Подкормки проводятся в период интенсивного роста растений (летом, в июне). Стало быть, удобрения вносятся весной и летом. В другие сроки удобрения вносить просто нет смысла, так как если нет растений, то и пищу зря вносить не нужно. Напомню, что перед внесением нужно заранее закупить удобрения, быть свободным для этой работы, знать физиологию конкретного растения и делать всё осмысленно.
Ответ на вопросы "Куда вносить?" и "Как вносить?" можно получить, изучив условия корневого и воздушного питания растений. А ?"Что вносить?" — какой элемент питания нужен в это время и в виде какого удобрения можно это сделать, решается за счёт знаний об удобрениях. И только после решения предыдущих вопросов можно ответить и на последний: "А сколько же надо внести выбранных удобрений?".
Рассмотрим нашу проблему: куда и как вносить удобрения. Корневое питание растений называют еще и минеральным питанием. Это понятие включает следующие, связанные между собой процессы, протекающие в живом растительном организме и почве:
1. Правильное применение минеральных удобрений, которые вносятся всегда во влажный слой почвы на глубину 10-18 см. Мелко вносить нельзя, так как верхний слой почвы летом попеременно высыхает и увлажняется, что способствует переводу растворимых удобрений в недоступные растениям формы. Поэтому корни в этот слой не растут и удобрения здесь оказываются неэффективными. Внесение же их в более глубокие слои почвы (глубже 18 см) резко ускоряет вымывание удобрений в нижележащие горизонты и вызывает загрязнение грунтовых вод, что недопустимо.
2. Направленное развитие корневой системы в те места, куда внесены удобрения или где имеются почвенные запасы питательных веществ. Этому способствует хемотропизм — свойство корней расти в сторону, где находится больше всего питательных веществ. Поэтому удобрения весной перед посевом вносят в корнеобитаемый слой — от 10 до 18 см, а при подкормке размещают на глубину 10-12 см в междурядиях, рядом с защитной зоной, из которой и растут корни в сторону внесённых удобрений.
3. Активное воздействие растений на почву путём выделения корнями кислот и ферментов, способных разрушать минеральные и органические вещества удобрений и твердой фазы почвы. Это способствует переводу элементов в более легкодоступные формы. В почву попадает больше корневых выделений, если растения хорошо питаются из воздуха, это даёт корням энергию и углеводы. Для этого нужно правильно посеять растения, чтоб они потом не затенялись и имели оптимальную площадь питания. Например, яблоня и груша должны иметь площадь питания не менее 7х3 м, слива и вишня — 4х4 м, смородина и крыжовник — 2х1,5 м, земляника — 0,8х0,2 м и т.д.
4. Передвижение почвенного раствора к поверхности активной части корневой системы или перемещение к ней солей путем диффузии. Усилить эти процессы можно путём хорошей обработки почвы и оптимального полива. Весной нужно проводить раннее боронование для закрытия влаги, затем перекопку на 18 см с внесением удобрений и боронованием, плоскорезную обработку перед посевом ранних культур, культивацию мотыгой или вторую плоскорезную обработку для поздних культур. Летом проводят две-три культивации пропашных культур с внесением удобрений, борьбу с сорняками боронованием или плоскорезной обработкой, перекопку после уборки урожая.
5. Поглощение солей корневыми волосками путём обменной адсорбции ионов клеточными оболочками и мембранами протоплазмы. Для этого вносить удобрения нужно в междурядия, сразу же после защитной зоны (приствольного круга для плодово-ягодных культур), за пределами которой и развиваются молодые корни и корневые волоски, занятые поглощением удобрений и воды. В защитной зоне находятся проводящие крупные корни, поэтому обработок там не проводят и удобрения туда не вносят, так как эти корни не могут поглощать элементы питания. Растущие же молодые корни находятся дальше этой зоны в междурядиях, куда и вносятся удобрения.
6. Синтез аминокислот и белков из поступивших веществ. Процесс идёт сначала в корнях и заканчивается в листьях. Для синтеза пластических веществ растениям нужны разнообразные питательные вещества — и макро- и микроэлементы. Поэтому удобрения вносятся комплексно весной (органические плюс минеральные: азотные, фосфорные, калийные и микроудобрения), в полном наборе, чтобы не было голодания растений из-за недостатка некоторых элементов, чтобы синтетические процессы преобладали над процессами распада при дыхании корней. Летом дополнительно дают подкормки макро- и микроэлементами.
7. Обмен органическими и минеральными соединениями между листьями и корнями, между воздушным и корневым питанием растений. Это усиливает синтетиче-ские процессы. Если хорошо работают листья, то и корни хорошо снабжаются пластическими веществами. И наоборот, если корни поглощают весь набор элементов питания, то тем самым они лучше снабжают листья аминокислотами и другими пластическими веществами и лучше способствуют углекислотному питанию через листья.
8. Обмен выделениями (минеральными и органическими соединениями) между корнями и почвенными микроорганизмами. Растения снабжают почвенную микрофлору в основном органическими веществами, из которых последние черпают энергию, а взамен от микроорганизмов они получают дополнительные минеральные соединения в процессе разложения органических удобрений. И в целом питание улучшается.
9. Вторичное использование (реутилизация) элементов питания и передвижение их из листьев в репродуктивные органы. Во второй половине лета растения меньше поглощают элементов питания из почвы и больше используют ранее поглощенные вещества. Поэтому важно дать полное удобрение весной и подкормки в первую половину лета, чтоб растения накопили нужный объём пищи в листьях для последующего питания во вторую половину вегетации для создания хорошего товарного урожая. При этом важно достичь правильного соотношения между элементами питания, чтобы во второй половине лета не было избытка азота и создавалось хорошее питание фосфором и калием. Поэтому и проводят в начале августа подкормку плодово-ягодных культур фосфорно-калийными удобрениями.
В соответствии с отмеченными правилами корневого питания нужно разработать технологию внесения удобрений. Под ней следует понимать комплекс по-следовательно выполняемых операций, отвечающих биологическим требованиям растений. Основные удобрения вносятся весной чаще всего сплошным методом. Сначала проводим расчёт нормы внесения удобрений под конкретную культуру и на определённую площадь (площадь должна быть посильной, чтобы за полдня можно было перекопать и закончить работу). Затем равномерно рассеваем удобрения друг за другом: известковые, азотные, калийные, фосфорные, микроудобрения и в заключение органические удобрения. Перекапываем почву с оборотом пласта, сверху разбиваем тщательно все комки, заделывая удобрения в слой от 8-10 до 15-18 см. Все операции выполняются последовательно, без перерыва, чтобы избежать возникновения нежелательных химических реакций между различными удобрениями (утрата растворимости удобрений, потеря элементов питания в виде газообразных продуктов в воздух и т.д.).
Припосевное удобрение вносится строчно. Делается бороздка, в которую высевается строчкой суперфосфат в дозе 5-7 г/м2, присыпается почвой (прослойка 1-2 см), затем высеваются семена и заделываются.
Подкормка проводится строчным или сплошным способом. В междурядии рядом с защитной зоной вдоль рядка делается бороздка 12 см глубиной, на дно которой высеваются строчно азотно-калийные удобрения и присыпаются почвой. Можно внести и сплошным способом. Для этого удобрения рассеваются сплошь по всему междурядию (кроме защитных зон), затем заделываются лопатой — почва перекапывается с оборотом пласта на глубину 12 см, затем её тщательно разрыхляют той же лопатой или граблями.
(Окончание следует)
Г. Васяев, доцент, главный специалист Северо-Западного научно-методического центра Россельхозакадемии, по материалам сайта floraprice.ru