Первые минитракторы в свободной продажи в России (СССР) появились в конце 80 — в начале 90-ых годов. Это было как раз то время когда у людей были деньги, а купить на них было нечего. Поэтому когда люди приходили в известный магазин в Южном порту купить какую либо запчасть или автомобиль, они видели минитракторы, производства КНР.
Тогда комплексов у людей при покупке китайских товаров не было — еще не наступило время челноков и дешевого и некачественного текстиля. Поэтому люди покупали из-за безысходности эти минитрактора: Синтай-120 за 3800 и Фейншоу-180 за 4800 рублей.
На самом деле тракторы были действительно неплохие — в результате продолжительной работы они показали себя достаточно надежными и неприхотливыми.
Один из таких тракторов приобрели в то время и мои родители. Понадеявшись на то, что для таких тракторов через некоторое время появится и какое-то навесное оборудование. Многие читатели скажут, можно было сделать самому и отчасти это правильно. Только для того чтобы сделать правильно самому плуг или борону необходимо было изучить большое количество литературы по тракторной технике и другим аграрным машинам.
Что же представлял собой данный трактор:
Двигатель был дизельный мощностью 12 л.с., с водяным охлаждение, с большими фильтрами стартером и генератором. Короче — все по взрослому. Мотор был достаточно тихоходным в отличие от современных дизель-верещалок на 3500-4000 об/мин, этот мотор показывал свои 2200 об/мин при этом потребление топливо было очень не большое, порядка 1-1,5 в час при достаточно серьезной нагрузке. Кроме того, для облегчения пуска трактор был оборудован целым арсеналом различных систем: полуавтоматического декомпрессионного клапана, иглой обогащения и воздушной заслонкой. Его можно было заводить двумя способами, либо электростартером, либо, когда нет аккумуляторной батареи, можно было использовать ручку запуска или кривой стартер. Если погода была теплая, а топливо и масло хорошее трактор заводился очень хорошо. Если чуть холодало, то стартерами на рекомендованном китайцами масле прокрутить двигатель было уже очень тяжело – густовато оно для российских условий.
Коробка передач, была тоже взрослая двух ступенчатая (пониженная/повышенная) состоящая из 8 передач (6 вперед, 2 назад). В нее был встроен насос с отдельной масляной системой, которая позволяла управлять задней механической гидравлической навеской.
Была, конечно, и гидравлическая трехточечная подвеска. Для того чтобы ее задействовать, необходимо было включить масляный насос, затем уже управлять движением подвески, либо она подымалась, либо фиксировалась в нейтральном положении, было конечно и опускное положение, но в этом случае навеска опускалась только под действием своего веса и установленных на ней орудий.
Был вал отбора мощности (ВОМ). Он был не отключаемый и независимый, имел две скорости 550 и 2200 об/мин, которые выбирались при включении повышенной или пониженной передачи КПП.
Вообще, по отзывам потребителей, трактор в эксплуатации показал себя достаточно надежным, хотя потребители жаловались на некоторые недоработки и мелкие косяки. Так поставляемая из Китая аккумуляторная батарей быстро «выкипала», теряла ток, в общем, в российских условиях жила крайне недолго. Контактные разъёмы быстро окислялись и поэтому очень часто пропадал то свет, то сигнал поворотников. Вылетали штифты из крепления педалей газа и сцепления – в этом случае пользователи минитракторов заменяли их простыми гвоздиками и проволочками, так проблема исчезала навсегда.
Что мне еще не понравилось в процессе экслуатации трактора так это отсутствие возможности блокировки дифференциала. Иногда при пахоте и других работах на влажной земле данный факт сильно раздражал. Дело в том, что я работал на нем на глинистых почвах. Как только проходил дождь становилось на глине скользко пахать было трудно и я пару раз даже застревал на самом безобидном месте. Одно колесо буксовало, а второе стояло на месте – в этом случае я чуть нажимал на тормоз и трактор кое-как выбирался из грязи.
Трактор у меня использовался и исключительно для вспашки два раза в год и перевозки грузов. Что касается вспашки – делал он это хорошо, если приноровить-ся конечно. Пахал на глинистых почвах легко однолемешным плугом, если умень-шить ширину захвата до 20 см за проход – брал в принципе и целину. Только без кочек и корней. У меня был оборотный однолемешный плуг (его как раз видно на первом фото), когда я им пахал между яблонями – случайно зацепился за здоровый корень от старого дерева: результат — сломан лемех, поэтому потом пришлось при-варивать его к корпусу заново.
Да еще небольшая тонкость, трактор имел нестандартную ширину колеи, около одного метра. Это пожалуй самый серьёзный недостаток конструкции. Ведь стандартная ширина картофельной грядки 60-70 см. Поэтому при нарезании грядок и дальнейшей обработки (окучивании) картофеля, приходилось делать либо слишком широкие либо слишком узкие грядки.
При перевозки грузов трактор ехал достаточно быстро – даже слишком. Скорость 23 км/ч это не шутки. Были известны случаи, когда владельцы минитракторов попадали в достаточно тяжелые аварии.
По техническому обслуживанию могу рассказать – ну всё стандартно: масло фильтры (есть масленый и воздушный), очистка и смазка всех узлов, проверка уровней различных эксплуатационных жидкостей. Единственное пришлось купить соледолонагнетатель.
Сейчас выпуск данных тракторов, их модификаций, а также навесного оборудования освоило подразделение Крюковского вентиляторного завода, что близ города Чехов в Московской области. Немного по другому они обозначаются, т.к. производятся уже в России и минитрактор с 12-сильным двигателем у них сейчас самый слабый в модельном ряду, но изначально эти трактора китайские и по отзывам потребителей достаточно высокого качества.
Что же произошло у меня с этим минитрактором – я его продал. Нет он не ломался – просто стал ненужным. Родители постарели и отошли от овощеводства и козоводства. Вместо минитрактора у меня остался еще мотоблок МТЗ-05, на который я установил хороший двигатель от Briggs&Stratton. Но это уже немного другая история — о ней в следующий
раз.