Окончание…
Типичный представитель многофункционального мотоблока. Основные признаки: профессиональный двигатель с фильтром улучшенной очистки воздуха, зубчатые коробка передач, трансмиссия, отсутствие ремней и цепей:
Одно из существенных отличий многофункционального мотоблока по сравнению с односкоростными — возможность агрегатировать прицеп.
Фото 1
Долгая жизнь двигателя в значительноймере зависит от степени очистки воздуха. Вот почему воздушному фильтру профессионального двигателя конструкторы уделяют столько внимания. Для сравнения: в руке оператора — фильтр обычного мотоблока.
Фото 2
Это фото довольно убедительно показывает разницу между мотоблоками разных классов. Если в любительском мотоблоке усилие от двигателя передаётся с помощью клинового ремешка(оператор держит в руке), в многофункциональном эту обязанностьвыполняет вот такая коробка передач с валами и зубчатыми колёсами. Комментарии тут излишни.
Фото 3
А ещё коробка передач имеет 1 или 2 вала отбора мощности (на фото валы закрыты чёрной пластмассовой крышкой). Верхний вал приводит в действие опрыскиватель, водяную помпу, циркулярку, колун дров и др. К нижнему итальянцы приставляют кардан от оси прицепа. Вот такой себе выходит полноприводной „экипаж”.
Фото 4
Отличить многофункциональный мотоблок от обычного можно мгновенно. Достаточно взглянуть на редуктор фрезы. У любительского он тонкий и плоский, у профессионального — широкий и шарообразный. Только в таком можно разместить мощную зубчатую передачу.
Фото 5
Такая фреза может служить эталоном не только для тех, кто хочет приобрести надёжный мотоблок, но и для украинских машиностроителей сельхозтехники. Обратите внимание: фреза насаживается не на круглый вал, а на 6-гранный (к сожалению, в Украине 6-гранную трубу не катает ни один металлургический завод). Таким образом, фрезу не надо стопорить пальцами-фиксаторами, которые со временем сминаются. Тут работают все грани! А чтобы фреза не болталась во время работы, все зазоры выбирают с помощью оси-шпильки (её видно справа), которая проходит сквозь вал редуктора и надёжно стягивает обе фрезы — правую и левую. Вот где гарантия долговечности редуктора!
Фото 6
Лучшей технике — лучшие плуги! Чудо, изображённое на этих фото, науке известно. За рубежом им с удовольствием пользуются тысячи фермеров. А вот большинству украинских дачников и селян только сегодня предоставилась возможность попробовать это на своём огороде. Реверсивный плуг! Куда ни идёшь — плуг отваливает пласт почвы в одну и ту же сторону. Достигают этого поворотом отвала вправо и влево. А ещё пластины вместо сплошного отвала! Такому плугу самые липкие и тяжёлые почвы под силу. Но это ещё не всё. Поставьте отвал симметрично и вы имеет готовый копатель картофеля, свеклы и других „подземных багатств”.
Фото 7
Преимущества оборотного плуга безусловны и очевидны. Разве что по цене он выше от обычного. Но тем, кто хочет качественно и быстро вспахать свой огород, вернуться и деньги, и хорошие урожаи. К слову, оборотний плуг будет эффективно работать только с многофункциональным мотоблоком.
Фото 8
Дифференциальная полуось мотоблока. Даёт возможность проворачиваться одному колесу относительно другого. Очень удобно на разворотах по краям огорода.
Фото 9
Чтобы работать с любительским мотоблоком, оператор должен постоянно удерживать нажатым рычаг сцепления (фото с белой рукояткой). Проходит время, рука устаёт. На профессиональном мотоблоке всё наоборот: чтобы начать работу, следует отпустить рычаг (см. фото с чёрной рукояткой). Пальцы свободны, ладонь расслаблена. Верхний красный рычаг служит для аварийной остановки мотоблока. Достаточно снять ладонь с рукоятки и двигатель мгновенно остановится. Очень удобная и целесообразная задумка.
Фото 10
Тот, кто работал с многофункциональным мотоблоком, знает: уровень выбраций, который ощущают руки оператора, намного ниже и не утомляет. Достигают этого установкой специальных элементов, в частности, наконечников рычагов управления. Этот наконечник, например, имеет мягкие резинове фибры, которые гасят колебания.
В прошлом номере «ДСО» мы начали разговор о мотоблоках. Поскольку тема очень важная, мы ее продолжаем и в этом номере.
То, что мотоблок — серьёзный помощник на огороде сегодня уже, наверное, ни у кого не вызывает сомнений. Вот и у вашего соседа заработал мотоблок. Вы видите, как непринуждённо и быстро он обрабатывает свой участок. Появилось и у Вас желание приобрести такую «штуковину»… Но какую именно?
Похоже, у украинского рынка мини-техники завершается период «детских болезней». Это когда самый примитивный мотоблок продавцы рекламировали как самый лучший, который делает всё-всё и даже заменяет трактор (купить подешевле и продать подороже — излюбленная тактика многих коммерсантов). Люди покупали эти мотоблоки, не задумываясь над тем, какие работы он может еще делать. Главное, чтобы можно было отбросить лопату и быстро, без особых усилий разрыхлить весной почву. Да чтобы цена была по карману.
Но вот почва разрыхлена, и хозяин думает: «А что ещё может сделать мой маленький труженик?». Многие владельцы так и не находят ответ на этот вопрос. Потому ставят его в кладовку до следующей весны.
Однако в последнее время появляется всё больше землевладельцев, которые хотят приобрести многофункциональные универсальные мотоблоки, чтобы работать с весны до осени. Именно такие мотоблоки, которыми с удовольствием пользуются фермеры Западной Европы и которые обеспечивают достойный уровень жизни их семьям.
Так что же собой представляют многофункциональные мотоблоки? С учётом того, что они должны выполнять много технологических операций и работать с утра до вечера, да ещё и ежедневно, конструктивно они выполнены принципиально по-другому. Причём отличия настолько существенны, что даже после прочтения этой короткой статьи, вы безошибочно, с первого взгляда на эту технику скажете: «Да, это он — многофункциональный!».
Первое отличие — мощность двигателя. Как правило, обычные мотоблоки имеют двигатели мощностью до 6,0 л.с., а многофункциональные — от 6,0 л.с. и больше. Такие двигатели имеют в 10…20 больший моторесурс. Поэтому их называют ещё профессиональными. И цилиндр, и поршень, и система смазки маслом исполнены из высококачественных материалов. Да и внешне они существенно выделяются. Например, воздушным фильтром (см. фото 1).
Второе отличие — наличие зубчатой коробки передач (фото 2). Благодаря ей мотоблок может передавать усилие от мощного двигателя и, что ещё немаловажно, изменять скорость вращения рабочего вала (помните правило из школьной физики: проигрываем в скорости — выигрываем в силе, и наоборот?). Таким образом, на 1-й передаче этот мотоблок становится ещё мощнее и довольно легко тянет плуг. На 2-й «интеллигентно» вращает фрезу со скоростью 120-130 обмин, что позволяет мягко заглубиться в почву на 20…30 сантиметров и тщательно её перелопатить. А на 3-й передаче фреза так раскручивается, что разделывает верхний слой почвы до мелкокомковатого состояния (пожалуйста, сей лук!), эффективно подрезает и вычёсывает сорняки.
Но на этом достоинства коробки передач не заканчиваются. Из неё обязательно должны выглядывать один или два вала отбора мощности (фото 3). Обращаем ваше внимание: не шкивы, а шлицевые валы. Отсюда и многофункциональность!
Ясно, чтобы мотоблок выдерживал большие нагрузки, его редуктор должен быть силовым. Цепи и ремни тут не годятся. Только зубчатые колёса из высококачественного металла (фото 4)!
На такой крепкий мотоблок не стыдно и достойные рабочие органы навесить. Например, фрезу (фото 5) или плуги (фото 6 и 7).
Есть ещё много особенностей многофункциональных мотоблоков, обеспечивающих владельцу возможность комфортно пользоваться ими на протяжении многих лет. Вот некоторые из таких «наворотов»: дифференциальные полуоси (фото 8), рукоятки управления, которые не утомляют руки оператора (фото 9), специальные элементы, защищающие человека от вибраций, высокий уровень безопасности (фото 10).
Остаётся добавить, что многофункциональный мотоблок, хоть и дороже обычного, имеет в несколько раз меньшую удельную стоимость (имеется в виду стоимость моточаса). А если принять во внимание возможности такого мотоблока, высокую окупаемость, становится понятным, почему за рубежом они пользуются в 10 раз большим спросом, чем обычные. Может, со временем и у нас так будет. Пригодятся многофункциональные мотоблоки и тем владельцам дач и загородных коттеджей, которые любят надёжную добротную технику.
Несколько слов о мини-технике, работающей «по специальности». За рубежом, наряду с многофункциональными мотоблоками, изготавливают мотоблоки специального назначения. Например, сенокосилки, способные быстро скашивать большие массивы кормовых трав и газонов. Роторные косилки, срезающие грубую траву, камыш, любые заросли и даже подлесок, превышающий человеческий рост. Как на ровных участках, так и на склонах, откосах железнодорожных путей и т.п. Специальные мотокультиваторы, которые обрабатывают междурядья пропашных культур, поддерживая посевы в идеально чистом состоянии и экономя деньги владельца (ведь гербициды не нужны!). Эти мотоблоки и им подобные также имеют профессиональные двигатели, надёжную трансмиссию, но в отличие от многофункциональных могут иметь меньшую мощность и массу в соответствии со специальными требованиями.
Напоследок хотим порадоваться за первых владельцев мотоблоков-долгожителей, появившиеся наконец-то в Украине. Отзывы такие: эти маленькие труженики поражают своими большими возможностями.
Надеемся, уважаемый читатель, что изложенные выше особенности мотоблоков помогут вам что-то подобрать и себе среди наилучшего.
Желаем вам успехов на собственной ниве!
По материалам редакции журнала «Дом, сад, огород» за любезно предоставленную статью в №4 за 2003 г., с.42…45 (Окончание. Начало см. в предыдущем номере №3 за 2004 г.)