Show

Мини-пахарь с макси-возможностями

Все гениальное просто (Китайская народная мудрость)

Китайский мотоблок-минитрактор

С тракторами китайского производства мы уже сталкиваемся не в первый раз. Но тогда это были полноценные 4-колесные машины, с огромным набором навесного оборудования. Соответственно они предназначены для работы на больших и средних участках площадей обработки. А сегодня нам предстояло «обкатать» новинку — 3-колесный трактор китайского производства марки DFAM. Полное название этой компании — CHANGZHOU DONGFENG AGRICURTURAL MACHINERY GROUP CO. LTD. Для нас же это не что иное, как тракторный завод Чаньжоу, поставляющий на рынки всего мира известные трактора под торговой маркой DONGFENG.

Первое знакомство

Именно эти трактора доводилось нам видеть на немногочисленных полях Пакистана и Афганистана, в тропическом Тунисе и даже в высоко цивилизованной Франции. Для нас же пока эти машины представляют собой некую диковинку. Оно и понятно, ведь они находятся в переходной нише между обычными мотоблоками и мини-тракторами. Получается, что это мотоблок со стационарно установленным одноцилиндровым дизельным двигателем, ременной трансмиссией. И все это размещено на 3-колесном шасси. При этом управление направлением движения трактора производится при помощи ног тракториста, путем поворота заднего поворотного колеса, над которым на специальной траверсе находится сиденье тракториста.

Траверса с сидением тракториста

Сиденье — это громко сказано. Нет ни привычной спинки, ни мягкой подушки. Обычный отформованный металл. Тем не менее, несмотря на такой выраженный аскетизм, это сиденье подрессорено и находится на специальной плоской шине. Позади всей механической части трактора находятся две ручки, на которых располагаются отдельные рычаги управления.

Когда мы только изучали технические характеристики этого агрегата, в глаза бросилась одна интересная характеристика: радиус разворота составляет 0,9 метра. Сначала мы эту величину приняли за опечатку. Но по мере прохождения испытаний мы убедились: это реальная величина. Дело в том, что для увеличения маневренности трактора на ручках установлены рычаги управления трансмиссией. Примерно как в гусеничной боевой технике. Зажал правый рычаг, слегка подвернул заднее колесо ногами, и правое переднее колесо остается на месте, а вращается только левое. И весь агрегат начинает «писать круги», вертясь на одном месте, вокруг вертикальной оси правого колеса. Вот и получается, что радиус разворота составляет именно эту величину — ширину колеи агрегата.

Над шасси располагается весь силовой агрегат, сбоку напоминающий букву «Г». Впереди имеется фара головного света, а под левой рукой тракториста — ее выключатель штырькового типа, имеющий два положения: включено и выключено. Это единственный электрический прибор, находящийся на борту. Нет ни аккумулятора, ни привычного электрического стартера. Выработка электроэнергии производится небольшим генератором, который интегрирован в вентилятор радиатора системы охлаждения. Сам вентилятор вращается за счет ременной передачи от маховика мотора и вырабатывает небольшое количество электроэнергии, необходимой для подсветки.

Спереди трактора имеется специальная дуга, обеспечивающая защиту агрегата от возможного повреждения при наклоне вперед. При этом есть еще и специальная подножка, незаменимая при запуске трактора и самостоятельно убирающаяся назад при встрече с препятствием. В сложенном состоянии она еще и предохраняет картер двигателя от возможного повреждения.

Сбоку от силового агрегата располагается шнорхель, заканчивающийся внизу «вечным» воздушным фильтром с масляной ванной.

Перед трактористом, для облегчения положения рук во время длительной однообразной работы, установлена возвышающаяся перекладина, на которую удобно опираться. В место сочленения ручек вмонтирован небольшой инструментальный ящик, он служит для хранения всевозможных гаечных ключей и может запираться на ключ.

Сверху над силовым агрегатом располагается небольших размеров топливный бак, откуда топливо самотеком через фильтр поступает для питания дизеля. В этой конструкции очень хорошо была решена функция удаления воздуха из топливной системы. Так уж случается, не углядел за уровнем топлива, и система хапнула воздух. На этот случай предусмотрена специальная сливная пробка, через которую удаляется воздух.

Не видно приборов? Но они есть

Конечно, аскетизм — это хорошо, особенно в наших условиях. Есть меньше мест, где что-либо может поломаться или отказать. Но ведь должен же быть элементарный набор приборов? С первого взгляда мы решили, что на данном агрегате приборов вообще нет. Но потом убедились в ошибочности поспешных выводов. Несмотря на отсутствие классических приборов, позволяющих следить за возможным отклонением от нормальной работы агрегата, здесь имеется практически все необходимое. Прежде всего — электрика. Поскольку нет аккумулятора, то и необходимость в таких приборах, как амперметр или вольтметр, отпадает. Проконтролировать работоспособность фары головного света можно и визуально, тем более, что она снабжена двумя лампочками накаливания. А они, как правило, одновременно не перегорают.

Наличие остатка топлива в баке также легко определить — открыв пробку горловины топливного бака. Возможный перегрев мотора, ежели таковой случается, можно будет легко заметить визуально по характерному облаку пара, выходящего из-под горловины радиатора. А вот за давлением масла в двигателе следить очень просто: на двигателе находится специальный красный подпружиненный поплавок. Если в двигателе давление масла присутствует, поплавок будет находиться вверху, под колпачком, и хорошо виден. На неработающем двигателе, когда давление масла отсутствует, поплавок прячется.

Уровень масла в картере двигателя контролируется, как и в обычном автомобиле, по масляному щупу. На тракторе он находится в передней крышке мотора.

Вот практически все, что можно сказать о мини-тракторе после его внешнего осмотра. Но нельзя умолчать о его макси-возможностях.

Универсальность и простота

Вначале хочется упомянуть об его универсальности. Оборудование на трактор навешивается как спереди, так и сзади. Спереди, например, может навешиваться жатка, не только срезающая, но и укладывающая на сторону.

В подтверждение гениальности простоты здесь хорошо просматривается способ передачи на жатку крутящего момента. Просто с маховика снимается имеющийся шкив и ставится другой, у которого один ремень будет передавать крутящий момент не на механизм трансмиссии, а на жатку. Сзади же может навешиваться борона, одно- и двукорпусный плуг, сеялка. Также на трактор может устанавливаться помпа-разбрызгиватель.

Подумали конструкторы и об использовании техники на раскисших грунтах. Для этого на трактор могут устанавливаться специальные колеса — грунтозацепы.

Предельно просто устроена система охлаждения мотора — по принципу термосифона. Используя законы физики, конструкторы тем самым смогли отказаться от такой детали в двигателе, как насос охлаждающей жидкости. Нагревшаяся вода (а именно вода используется в этом моторе для охлаждения) поднимается в радиатор, находящийся сверху. Несмотря на скорость движения, поток встречного ветра, радиатор снаружи обдувается принудительно механическим вентилятором. После этого остывшая вода обратно опускается в рубашку мотора.

Испытание работой

Регулировка глубины рыхления почвы

Для опробования мы выбрали установленное на тракторе оборудование — рыхлитель почвы. Как известно, этот агрегат при работе требует определенных настроек, а также поднимает много пыли. Учли конструкторы и это. Перед ногами тракториста они поместили специальную штору из толстой резины, которую можно поднимать и фиксировать для облегчения контроля над регулировками. С боков этого агрегата имеются специальные щитки, которые можно также опускать и поднимать, в зависимости от глубины рыхления. Они опускаются до самой земли, не давая пыли просачиваться наружу.

Для запуска агрегата необходимо выполнить несколько простых манипуляций, обеспечивающих безопасность. Прежде всего — установить агрегат на стояночный тормоз. Второе — перевести рычаг КПП в нейтральное положение. И очень важно правильно обхватывать рукой ручку стартера при запуске: большой палец руки не должен обхватывать рукоять стартера.

Раскрутить даже такой дизель в 12 л.с. без дополнительных приспособлений не представляется возможным: маховик тяжелый, и степень сжатия нешуточная — 20:1. Поэтому конструкторы предусмотрительно установили на агрегат декомпрессор, который при раскручивании маховика нужно придерживать рукой в открытом состоянии. После того как отпускается декомпрессор, он самостоятельно закрывается, и мотор начинает запускаться. Но не все так гладко у нас получилось с первого раза. Прежде всего — страх: рычаг декомпрессора располагается как бы возле двигателя, где всегда высокая температура, и есть множество возможностей обжечь руку. Но не тут-то было! Возле него нет горячих частей выпускного тракта. Второе, что следует учитывать, — это некоторые отличия в физических данных китайских и наших трактористов. Низкий рост китайцев побудил установить храповик стартера на такой высоте, откуда удобно начинать раскручивание маховика вверх, как бы приподнимая машину. Поэтому при запуске трактор не «клюет носом».

В нашем же варианте, при среднем росте тракториста 180 см и весе в 100 кг, удобнее всего начинать раскручивание маховика вниз, надавливая на ручку стартера. Машина при этом естественно клюет носом вниз. Хорошо, что заранее открыли убирающуюся подножку. Первая попытка запуска не увенчалась успехом. Пришлось экспериментировать. Сначала тракторист ставит одну ногу на переднюю дугу трактора. При этом он создает дифферент на нос, и трактор опускается на подножку. Левой рукой фиксирует декомпрессор в отрытом состоянии, а правой начинает раскручивать маховик. Два-три оборота, и рычаг декомпрессора отпускается. Одновременно с этим рычаг стартера вынимается из храповика. Двигатель начинает запускаться. Не забудьте перед этим установить ручку акселератора в положение оборотов старта, и зафиксировать ее в таком положении.

Можно ли назвать этот запуск удобным, если приходится стоять раскорякой, на одной ноге, задействовав при этом обе руки? Не совсем. Поэтому мы однозначно пришли к выводу: размер выдвигаемой подножки нужно увеличить.

Несколько необычно приходится работать с блоком — рычагом сцепления и тормоза. Для его нормальной работы нужно предварительно выполнить необходимые регулировки.

В общем, здесь нет никаких трудностей. Сначала рычаг нужно высвободить из стояночного положения, а потом плавно отпускать, примерно так же, как и педаль сцепления. Но что отличает этот агрегат от других тракторов, так это плавность включения сцепления. Конечно, можно это производить достаточно резко. При этом трактор трогается с рывка. А можно плавно, с любовью. Трактор при этом ответит аналогичной плавностью старта.

Нельзя умолчать здесь о коробке передач и о системе отбора мощности.

На тракторе установлена 6-ступенчатая КПП, обеспечивающая широкий спектр выбора необходимого крутящего момента и скорости движения. При этом имеются две передачи для движения назад — повышенная и пониженная. Передачи переключаются легко. Правда не всегда наблюдается четкое включение — сказывается то, что агрегат новый. Просто нам иногда приходилось включать и снова выключать сцепление, чтобы включить передачу.

В отборе мощности также имеется возможность избирательности, позволяющей производить рыхление почвы на более высоких или на малых оборотах вала.

И немного о маневрировании

Без привычки трактор покажется несколько сложноватым в управлении. На самом деле ничего страшного и сложного нет. Двигатель запущен, передача включена, плавно включается сцепление, и трактор начинает движение. Ноги следует держать на специальных площадках возле заднего колеса. Если нет необходимости в резких поворотах, то все аналогично боевой машине. Захотел поехать влево — толкни колесо левой ногой. Захотел вправо — толкай правой ногой. Вибрации и особой тряски не ощущается. Сказывается хорошая подрессоренность сиденья. Управляемость трактора ногами достаточно высокая. Но если есть необходимость проведения маневра с малым радиусом (например, огибая дерево), то здесь уже приходится задействовать рычаги на ручках. Зажал правый рычаг, и на правое колесо перестает подаваться крутящий момент, дифференциал его передает только на левое. Плюс к этому легкое движение правой ногой, и трактор уже вроде как стремится выбросить тебя — настолько неожиданно резкий и легкий получается поворот. В боевых машинах это происходит несколько иначе — там производится блокировка (торможение) колес одной из сторон.

Однако, находясь на грунте, стоит быть осторожным при включении реверса! Сопротивление качению заднего колеса достаточно велико, и не успеваешь и глазом моргнуть, как оно начинает сворачиваться на сторону. Так что при включении реверса следует полагаться на силу и четкость работы ног, потому что даже если происходит незначительное отклонение заднего колеса, то сила давления площадки на ногу тракториста резко возрастает, а для возвращения его в исходное состояние требуются значительные усилия.

Общие впечатления о тракторе — положительные. И, несмотря на необычность конструкции и отсутствие у нас опыта управления подобными агрегатами, мы единогласно решили: такие машины должны у нас эксплуатироваться. О расходе топлива даже не стоит и говорить, он сравним с расходом «горючки» в хорошо известной зажигалке современного американского вояки — настолько он низкий. С учетом низкой цены трактор становится очень выгодным и интересным предложением для наших фермеров.

По материалам сайта Укравтозапчасть, Дмитрий Пятак 

Добавить комментарий

 

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены. Обязательные поля отмечены *