Перед началом полевых работ самое время рассказать о современных мотоблоках, или, как их еще называют, миникультиваторах. Но последний месяц зимы оказался снежным, и, чтобы провести тест-драйв, нам пришлось ждать милости от природы. И вот, как в сказке о двенадцати месяцах, среди февральских морозов и снегов нам удалось отыскать одну оттаявшую площадку над теплотрассой, где только что стаял снег, и кое-где уже проглядывала маленькая зеленая травка. Почва была просто пропитана влагой. Итак, температура воздуха около + 5 °С, влажность 100 %. Небо затянуто плотными облаками, а мы приступаем к работе.
Мотоблок имени северной реки
В первую очередь мы решили ознакомиться с мотоблоком «Нева» производства ЗАО «Красный октябрь». Мотоблок приводится в действие бензиновым 4-тактным мотором внутреннего сгорания, с рабочим объемом 317 см3 и мощностью 6.2 л. с.
Топливный бак расположен над силовым агрегатом, и топливо через запорный кран подается в карбюратор самотеком. Сам карбюратор — мотоциклетного типа, горизонтальный, имеющий регулировку оборотов и качества смеси. Запуск двигателя производится при помощи ручного стартера, путем выдергивания шнура. А как же передача крутящего момента? Для этого на мотоблоке установлена система шкивов и приводных ремней, а также натяжной ролик. На левой ручке — рычаг, имеющий нежесткую механическую связь через натяжную пружину с рычагом натяжного ролика. Когда двигатель работает, а сам мотоблок не движется, натяжной ролик просто не касается ремней, и шкив двигателя вращается. Но при этом ремень висит, и передачи крутящего момента нет. Для приведения мотоблока в движение нужно плавно нажать на рычаг, чтобы натяжной ролик произвел натяжку ремней, и началась передача крутящего момента.
На мотоблоке установлен редуктор с тремя фиксированными передачами. Первая передача — силовая. Она как раз предназначена для получения высокого крутящего момента при малой скорости. При ее включении мотоблок развивает на полных оборотах скорость, соответствующую медленному шагу человека. Вторая передача существует для перегонов и переездов — в опциях к мотоблоку может поставляться прицеп. Также имеется и передача заднего хода.
Для удобства пользования мотоблоком предназначены две регулировки положения ведущей двойной ручки: одна — для регулировки высоты закрепления, а вторая — для регулировки угла поворота вокруг вертикальной оси. Обе регулировки зубчатые, ступенчатые. Такая конструкция продиктована функциональностью техники: оператору гораздо удобнее удерживать мотоблок на вытянутых руках, а не согнутых в локтях. Вторая регулировка нужна при необходимости вести мотоблок сбоку.
Для лучшей проходимости мотоблока дифференциал постоянно заблокирован. В этом состоянии проблематично осуществлять повороты — идет нагрузка на резину и трансмиссию. Для этого существует рычаг разблокировки, расположенный на правой ручке. При нажатии на рычаг дифференциал деблокируется. Когда к мотоблоку присоединен седельный прицеп, это просто необходимо.
«Нева» в действии
Запуск мотора мотоблока «Нева» нам удался не с первого рывка. Причина проста: установлен короткий топливный шланг, который передавлен в петле. После того, как мы его перекрутили на 90°, чтобы уменьшить излом, запуск мотора происходит с первого рывка. Нужно только не забывать каждый раз закрывать воздушную заслонку. Вибрации при работе мотора хоть и возникают, но незначительные. А вот тем, кто не привык к работе с мотоблоками, советуем подходить к нему с определенной осторожностью: при включении передачи крутящего момента происходит рывок, и сначала может показаться, что мотоблок пытается вырваться из рук. Вначале устанавливайте минимальные обороты, а после включения передачи крутящего момента обороты можно увеличивать.
На почве мотоблок ведет себя вполне предсказуемо. Мы зацепили за ним окучиватель для работы в межрядье и попробовали на почве. При заглублении окучивателя на глубину 50-70 мм мотоблок идет уверенно. При увеличении заглубления колеса начинают пробуксовывать, и мотоблок зарывается. Вот где понадобятся стальные грунтозацепы! Смена колес на грунтозацепы — дело не более 15 минут. Но теперь можно работать и на более высоком заглублении.
Следует также учитывать, что у мотоблока незначительная ширина колеи. При большом дорожном просвете и высоком расположении силового агрегата мотоблок можно легко опрокинуть. Поэтому следует правильно выбирать траекторию движения и, соответственно, правильно осуществлять переезд препятствий. Например, при преодолении крутого кювета, следует направлять мотоблок перпендикулярно препятствию.
У второго мотоблока этого же завода — двигатель марки SUBARU мощностью 6 л. с. Топливный бак в этом моторе имеет фильтр грубой очистки топлива в виде сетки, установленной в горловине. А для выключения зажигания впереди установлен ротационный выключатель.
Поскольку эти мотоблоки отличаются только двигателями, мы решили второй агрегат не выгонять на почву, а просто апробировать его на асфальте. Конечно, он запускается с первого раза, ведь, имея такие импортные «корни», просто невозможно плохо работать! Вибрации при работе такого двигателя значительно меньшие, а также меньше шума. Для запуска мотора нужно произвести операции с рычагами на карбюраторе: открыть топливный кран и закрыть воздушную заслонку.
Знакомьтесь: ZIRKA
Следующим в линейке исследуемых мотоблоков нам был представлен агрегат марки ZIRKA, модель 1-Z 105 — A с бензиновым двигателем мощностью 6.5 л. с. и червячной передачей.
С первого взгляда видно, что он был сделан с явным полетом конструкторской мысли. Здесь гармонично сочетаются функциональность, безопасность и современный дизайн. Даже передняя часть у него выполнена в виде «кенгурина», который навешивают для защиты на переднюю часть автомобилей.
Да и с точки зрения функциональности конструкции здесь есть чему поучиться. Первое — это счетчик моточасов, расположенный на перекладинах между ручками. С его помощью можно контролировать многие параметры: от времени работы до остатка топлива в баке. Также на двигателе установлена система аварийного глушения.
В этой модели ротационный выключатель расположен в очень удобном месте — на левой ручке. Отдельного упоминания заслуживает воздушный фильтр. Нижняя часть коробки воздушного фильтра выполнена из прозрачного полиэтилена. На ней имеется тиснение уровня масла. При такой конструкции оператор мотоблока может контролировать визуально как уровень масла, так и его прозрачность. Как только масло почернело, его пора заменить.
Трансмиссия этого мотоблока представляет собой, по сути, один реверс-редуктор. Для движения вперед имеются две передачи. Для движения назад нужно включить передачу и прижать рычаг на правой ручке. Этот рычаг имеет еще и блокировку от непроизвольного нажатия. На левой ручке расположен рычаг включения сцепления.
Следующая модель ZIRKA-105 заинтересовала нас еще больше, поскольку на ней установлен дизельный двигатель мощностью 6 л. с. Дизель на мотоблоке — это, прежде всего, низкий удельный расход топлива, высокий крутящий момент и хорошие эксплуатационные характеристики. Если бензиновый двигатель откажет по ряду причин, то дизель не будет работать только вследствие одной — отсутствия подачи топлива. Но и у дизеля есть определенные недостатки. Прежде всего — это его запуск. Высокая степень сжатия не позволяет провернуть маховик с такой же легкостью, как в бензиновом моторе. Для этого установлен декомпрессор. Но, на удивление, запуск дизеля происходит намного легче, чем мы себе представляли. Сначала нажимаем клавишу декомпрессора, потом рывок за пусковой шнур, и с первого раза дизель заполнил своим ровным размеренным рокотом пространство вокруг.
Стоит отдельно упомянуть о том, что ко всем представленным мотоблокам в качестве дополнительного оборудования идут седельные прицепы совсем недетской грузоподъемности. Некоторые из них оборудованы еще и тормозами. Вот с таким прицепом мы и опробовали мотоблок. В управлении мотоблок простой, хотя и требует некоторого привыкания. Особенно, когда нужно делать поворот. Мотоблок может преодолевать достаточно крутые съезды, а также уверенно идет по талому снегу.
Как пашут «Зирки»
Выехав на почву, мы сначала решили попробовать в работе одноотвальный плуг. Снятие прицепа и навеска плуга заняли не более 2 минут. Запуск мотора, и мотоблок уверенно потащил за собой плужок.
Следующее опробованное оборудование — это рыхлитель почвы (входит в комплектацию всех представленных мотоблоков). Не снимая плуг, вместо колес быстро установили оборудование и запустили двигатель. Рыхление почвы мы производили со скоростью равномерного неспешного шага человека. Если бы не закрепленный сзади мотоблока плужок, то оператору пришлось бы постоянно удерживать его в руках, заставляя не передвигаться по почве, а рыхлить ее. Несмотря на раскисший, пропитанный влагой грунт, рыхление происходит уверенно, и если до рыхления на почве были некоторые перепады в виде борозд и небольших траншей, то рыхлитель все это убирает, делая почву ровной. Степень рыхления почвы можно регулировать, задерживая мотоблок на одном месте на мгновение больше, и почва превращается уже в консистенцию кофе среднего помола.
Предупредительные наклейки на крыльях мотоблока не зря говорят об опасности, которую таит вращающийся шанцевый инструмент. Ноги следует переставлять внимательно и аккуратно.
Если в этой модели мотоблока запуск возможен только ручной, то в следующей модели присутствует еще и электростартер.
Модель 1Z -135E — также дизельная машина мощностью 9 л. с. Запуск может осуществляться как вручную, так и при помощи электрического стартера. Аккумуляторная батарея располагается сверху, над всем агрегатом. Запуск производится примерно так: сначала открываем кран подачи топлива, нажимаем на клапан декомпрессора, включаем стартер. И при этом, не выключая стартера, отпускаем клапан. Мотор уверенно запускается. Чтобы заглушить двигатель, достаточно рычаг акселератора полностью отпустить. Во время работы дизеля производится постепенная подзарядка аккумулятора за счет магнето, которое находится внутри маховика.
Следующая модель мотоблока 41 с бензиновым двигателем, мощностью 6.5 л. с. и ременной передачей. Она может запускаться только от ручного стартера. Но при этом двигатель защищен от работы в условиях масляного голода и имеет «масляную глушилку». А вот ротационный выключатель зажигания расположен далековато — спереди мотоблока. Воздушный фильтр прозрачный, а ручки управления реверс-редуктором располагаются сбоку. Вполне удобное расположение. На правой ручке есть рычаг быстрой регулировки высоты стояния ручек. При помощи стопорного пальца производится фиксирование в одном из выбранных положений. Это очень удобно при работе на холмистой местности.
Спереди мотоблока располагается упорная дуга, позволяющая предохранить его от опрокидывания, на нее можно устанавливать дополнительный груз.
Следующая модель мотоблока также имеет индекс 41, но это уже дизельный агрегат мощностью 4.4 л. с. Мотоблок имеет практически идентичное строение, а вот двигатель иной. Запуск у него осуществляется при помощи раскручивания маховика специальным ключом, который в народе прозвали «кривым стартером». Для удобства запуска дизеля, чтобы мотоблок четко фиксировался, он спереди снабжен дополнительной подножкой.
По конструкции этого мотоблока видно, что он разрабатывался для работы в условиях пониженных температур: топливный тракт в нем обдувается теплым воздухом от цилиндра.
Вот, собственно, все, что мы могли проделать за один день испытаний.
Машины в работе нам понравились. Конечно, мотоблоки предельно просты. Но в этом их преимущество. А при желании можно установить и датчик температуры масла, и инструментальный ящик, и аккумуляторные фонари для работы в темное время суток.
По материалам сайта Укравтозапчасть, Дмитрий Пятак